Отделение специальной психологии и коррекционного обучения

Виды заболеваний

Сотрудники отделения проводят психолого-педагогическую диагностику и реабилитацию детей от 3 месяцев до 18 лет с различными проблемами:

  • нарушения психического развития различной этиологии и степени тяжести
  • нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы
  • особенности развития личности
  • нарушения восприятия вследствие снижения функциональных возможностей анализаторов (слуха, зрения)
  • все виды речевых нарушений
  • нарушения детско-родительских отношений
  • нарушения сиблинговых отношений
  • коммуникативные трудности, проблемы социальной адаптации
  • проблемы психологической адаптации к ситуации болезни
  • психологические травмы (измена, развод, потеря близкого, тяжелая болезнь, принятие диагноза)
  • психологические проблемы, вызванные возрастными, социальными и личностными кризисами
  • посттравматические стрессовые состояния

Виды диагностики

Психолого-педагогическая:

  • диагностика психической активности младенцев (широкий спектр традиционных отечественных и зарубежных методик).
  • диагностика познавательного развития детей раннего, дошкольного и школьного возрастов, в том числе с различными нарушениями психического развития (с тяжелыми множественными нарушениями).
  • диагностика социальной компетентности ребенка раннего и дошкольного возраста.
  • диагностика произвольности движений у детей с различными нарушениями психического развития.
  • диагностика социального взаимодействия (навыков социальной коммуникации) детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • диагностика социального развития детей с аутизмом (весь спектр традиционных зарубежных и отечественных методик).
  • диагностика вербального и невербального интеллекта детей дошкольного и школьного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития (тест Д. Векслера).
  • диагностика готовности дошкольника к освоению навыка письма и чтения.
  • диагностика графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • диагностика высших психических функций (внимания, памяти, восприятия) детей дошкольного и школьного возраста с различными нарушениями психического развития (весь спектр традиционных зарубежных и отечественных методик).

Логопедическая:

  • диагностика речевого развития, характера и структуры речевых нарушений у ребенка от 0 до 18 лет, в том числе у детей с различными нарушениями психического развития (весь спектр традиционных зарубежных и отечественных методик).
  • диагностика речевого дыхания, в том числе у детей с тяжелыми множественными нарушениями.
  • диагностика артикуляционной моторики и точных движений кистей и пальцев рук у детей с различными нарушениями психического развития.
  • диагностика звукопроизношения у детей с нарушением слуха.
  • диагностика звукопроизносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции.
  • диагностика фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, слухового внимания и памяти у младших школьников.
  • диагностика чтения и письма у детей школьного возраста.

Психологическая:

  • диагностика индивидуально-личностных характеристик, направленности и ценностных ориентации, мотивационных предпочтений и интересов ребенка, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • диагностика особенностей эмоциональной сферы и механизмов социальной адаптации ребенка, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • диагностика взаимоотношений ребенка со сверстниками.
  • диагностика стрессоустойчивости и механизмов поведения ребенка в проблемных ситуациях.
  • нейропсихологическая диагностика высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, произвольной регуляции поведения) детей дошкольного и школьного возрастов (весь спектр отечественных методик).
  • диагностика готовности ребенка к школе, в том числе с различными нарушениями психического развития (весь спектр зарубежных и отечественных методик).
  • диагностика профессиональной направленности и способностей подростков.
  • диагностика внутрисемейных отношений.

Виды реабилитации

Психолого-педагогическая:

  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию навыков самообслуживания и самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с нарушениями развития (с тяжелыми множественными нарушениями).
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию у дошкольников продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, лепка), в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию игровой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие по развитию произвольности движений у детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию графомоторного навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию высших психических функций (внимания, памяти, восприятия) у детей дошкольного и школьного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие по развитию сенсорной чувствительности и восприятия у детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию и развитию наглядно-действенного мышления у детей с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию и развитию наглядно-образного мышления у детей с различными нарушениями психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию и развитию словесно-логического мышления у школьников с задержкой психического развития.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по расширению кругозора детей дошкольного и школьного возраста.
  • Педагогическая подготовка ребенка к обучению в школе, в том числе с различными нарушениями психического развития (индивидуальное/групповое занятие).
  • Педагогическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию учебных навыков и социально-бытовой ориентировки у детей с различными нарушениями психического развития, в том числе с нарушением интеллекта.
  • Разработка специальной индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка в семье.
  • Обучение родителей педагогическим технологиям развития познавательного потенциала ребенка.

Логопедическая реабилитация:

  • Логопедическое занятие по нормализации тонуса артикуляционной мускулатуры у детей, в том числе с нарушениями развития (с тяжелыми множественными нарушениями).
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию основных функций речи у детей, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Логопедическое занятие по развитию звукопроизношения, работа над дикцией у детей, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Логопедическое занятие по развитию речевого дыхания, в том числе с различными нарушениями психического развития (тяжелыми множественными нарушениями).
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, слухового внимания и памяти у детей, в том числе с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию лексического запаса и грамматического строя речи, в том числе с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, в том числе с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по совершенствованию техники речи: правильного четкого произношения, точной и выразительной передачи мысли, развитию воображения, расширение словарного запаса ребенка.
  • Логопедическое занятие по формированию произношения у детей с нарушением слуха.
  • Логопедическое занятие по развитию артикуляционной моторики и точных движений рук, в том числе с нарушениями развития (с тяжелыми множественными нарушениями).
  • Логопедическое занятие (индивидуальное/групповое) по коррекции речевых нарушений и развития навыков общения, в том числе с нарушениями развития (с тяжелыми множественными нарушениями).
  • Музыкотерапия (индивидуальная/групповая) для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Разработка специальной индивидуальной программы логопедической помощи.
  • Обучение родителей педагогическим методам и приемам развития устной и письменной речи детей, в том числе с нарушениями психического развития (с тяжелыми множественными нарушениями).

Виды психологической помощи

  • Психологическое занятие по стабилизации эмоционального состояния ребенка, находящегося в тяжелой жизненной ситуации.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию у дошкольника игровой деятельности, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию у дошкольника навыков общения, в том числе с различными нарушениями психического развития.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по формированию мотивационной готовности к учебной деятельности и внутренней позиции школьника, в том числе с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию у дошкольников и школьников социальной компетентности, привычки соблюдать нормы и правила поведения в социуме, в том числе у детей с различными нарушениями психического развития.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию самосознания, повышения уверенности в себе, в том числе у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по развитию коммуникативной компетентности, в том числе у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по личностному и профессиональному самоопределению подростков, в том числе с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) по улучшению детско-родительских отношений.
  • Психологическое занятие по стабилизации эмоционального состояния родителей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
  • Пролонгированное (очное/дистантное) психологическое сопровождение семьи тяжелобольного ребенка.
  • Психологическое занятие (индивидуальное/групповое) с родителями по развитию личностного потенциала, формированию гармоничной родительской позиции.

Палаты отделения и распорядок дня

Отделение не имеет коечного фонда, специалисты ведут прием пациентов из всех отделений Центра, в том числе в КДЦ.

Реабилитация детей осуществляется в индивидуальной и групповой форме во время круглосуточного стационарного лечения, госпитализации в дневной стационар, на амбулаторно-поликлиническом приеме.

Время занятий определяется в зависимости от распорядка дня ребенка и индивидуальных предпочтений семьи.

График занятий, форму работы и продолжительность родители определяют вместе со специалистом.

Любое психолого-педагогическое воздействие назначается и осуществляются под контролем лечащего врача, эффект оценивается с помощью объективных методов.

Возможность сочетать психолого-педагогические занятия с методами восстановительного лечения и консультациями врачей-специалистов. Это позволяет реализовать на практике комплексный подход в восстановлении психического здоровья ребенка.

Отделение прекрасно оснащено, имеет новейшее оборудование для психолого-педагогического обследования детей и коррекции психических нарушений, превосходный современный дидактический инструментарий, великолепное развивающее пространство. Для комфорта пациентов создана уютная игровая зона, соблюдена доступность и безопасность передвижения, в том числе на инвалидных колясках. В каждом из помещений продуман акустический и визуальный комфорт.

Широкий спектр психолого-педагогических видов воздействия, наличие современной аппаратуры, квалифицированных специалистов (педагогов раннего возраста, психологов, дефектологов, логопедов) позволяют провести развивающие занятия любой направленности и вида сложности.

Почему именно мы?

20 лет успешной деятельности в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими учреждениями России: Российская академия образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБНУ «ИКП РАО», МПГУ, ГБОУ ВО МО университет «Дубна», МГПУ, МГППУ, ФГБОУ ДПО НПО МЗ РФ, ООО НПК «ЦНИИШЕРСТЬ».

По данным аналитических сервисов сотрудники отделения имеют высокий рейтинг научных публикаций, принимают участие в государственных российских и международных исследованиях, интегрированы в глобальную науку, т.е. являются коллективом, формирующим современное научное знание в области детской психологии и коррекционной педагогики.

Исследования в области психического развития детей на ранних этапах онтогенеза, клинической и возрастной психологии, оптимизации условий воспитания и обучения детей с нарушениями здоровья и развития (научно-практическая деятельность сотрудников лаборатории) высоко оцениваются профессиональным сообществом, а коллектив признан одним ведущих в России (регулярное участие в российских международных конференциях и конгрессах по вопросам психического развития, воспитания, обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ).

Коллектив отделения — это специалисты с высшим образованием, опытом практической индивидуальной и групповой работы в государственных образовательных учреждениях, научной и преподавательской деятельности в ведущих ВУЗах г. Москвы.

Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, проходят стажировки в ведущих научно-практических учреждениях России и за рубежом.

Мы стоим на позиции культурно-исторического, семейно-центрированного и дифференцированного подходов в оказании психолого-педагогической помощи детям и родителям.

Комплексная дифференциальная психолого-педагогическая диагностика с применением всех инновационных клинических, инструментальных и лабораторных методов, позволяет определить структуру и степень тяжести социальных проблем ребенка с нарушением психического развития любой этиологии и степени тяжести, а также разработать индивидуальную программу психолого-педагогической реабилитации, подобрать оптимальные методы воспитания и обучения в семье.

В отделении проводятся совместные междисциплинарные консилиумы с участием ведущих специалистов в области патопсихологии и возрастной психологии, коррекционной педагогики и психотерапии.

Динамический контроль эффективности психолого-педагогической реабилитации осуществляется с помощью клинической оценки состояния здоровья ребенка, анализа результатов выполнения отечественных и западных диагностических методик, компьютерного тестирования, объективных изменений в поведении и социальной активности, межличностных контактах и успеваемости.

Нами разработаны авторские методики психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, ставшие популярными у специалистов и доказавшие свою эффективность на практике.

Оборудование

  • Диагностические наборы и тесты для патопсихологического, нейропсихологического, психолого-педагогического и логопедического обследования.
  • Реабилитационная мебель для детей с ОВЗ.
  • Мебель, техническое оснащение и дидактические пособия для игровой терапии.
  • Специально оборудованное пространство, игровые пособия, технические и дидактические средства для занятий с детьми младенческого и раннего возраста.
  • Компьютерные программы, тренажеры, технические средства и игровые пособия для формирования навыков коммуникации и развития речи.
  • Игровое пространство и дидактические пособия для арт-терапии (песочная анимация, Sand-play).
  • Специально оборудованное пространство, технические средства, дидактические пособия и игры для слабовидящих и слепых детей.
  • Специально оборудованное пространство, технические средства, дидактические пособия и игры для детей с расстройствами психики (аутизм, нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы)
  • Компьютерные программы, игры и дидактические пособия для слабослышащих и глухих детей
  • Игровое пространство и техническое оснащение для занятий продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация, выжигание, рукоделие)
  • Игровые зоны, технические средства и тренажеры для развития двигательной активности
  • Тренажеры и дидактические игры для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, формирования, коррекции или развития навыка письма
  • Компьютерные программы, дидактические и игровые пособия для развития мышления
  • Компьютерные программы, дидактические и игровые пособия для развития восприятия, внимания и памяти
  • Аппаратура для диагностики и тренировки внимания, восприятия, памяти
  • Дидактические пособия и игры для организации детского досуга
  • Библиотека, видеотека, аудиотека
  • Сенсорная комната
  • Оборудование для релаксации (аудио-видео-комплекс, воздушно-пузырьковые панели, цветомузыкальная установка, психофизиологические антистрессовые системы)
  • Передвижной учебный комплекс для психолого-педагогических занятий с ребенком в палате стационара (у постели больного)

История отделения

Лаборатория ведет свою историю с 1923 г., когда в Центральном НИИ охраны материнства и младенчества был организован Отдел развития и воспитания, была разработана система воспитания детей раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психическое и физическое развитие.

Первые отечественные документы и научные труды в области медицины: указ Петра I «О гошпиталях» (1715), работы С.Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), К.И. Грума: «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (1841–1846), – раскрывают необходимость создания и соблюдения оптимальных условий гигиены, ухода и воспитания грудных младенцев и детей старшего возраста. Цель педиатрии автор первого российского учебники «Педиятрика» (1847). С.Ф. Хотовицкий обозначил следующим образом: «… с одной стороны споспешествование правильному, с природой сообразному ходу постепенного развития организма детского, с другой стороны, удаление препятствий правильности хода этого».

С момента зарождения педиатрии как науки российские врачи уделяют особое внимание просвещению населения и повышению культуры родителей, так как здоровье ребенка начинается со здоровья матери и определяется образом и условиями жизни семьи.

Так, инициатор создания Московского воспитательного дома И.И. Бецкой признавал определяющую роль профилактики в сохранении физического и душевного здоровья детей. В соответствии с его идеями строилась система обучения и воспитания детей в созданном им учреждении. Сторонниками комплексного взгляда на развитие ребенка были практически все известные российские педиатры XIX в. В Московском Воспитательном доме (Центральном НИИ охраны материнства и младенчества) усилиями Г.Н. Сперанского, Н.Ф. Альтгаузена и др. эти идеи активно развивались и дополнялись. В 1913 г. Г.Н. Сперанский устраивает постоянную выставку по вопросам воспитания грудного ребенка, а затем на благотворительные средства открывает детские ясли, создав на их основе позднее Дом охраны младенца. В Доме охраны младенца велась разработка различных научных направлений по физиологии и патологии, психологии и педагогике детей раннего возраста. Большое внимание уделялось социальной ситуации развития малыша. Были выпущены в свет такие работы, как «Уход за новорожденным ребенком в семье», «Отец и малыш» Н.Ф. Альтгаузена, «Азбука матери» и «Уход за ребенком раннего возраста» Г.Н. Сперанского. Именно врачи-исследователи впервые обратили внимание на специфику психологического знания, требующую от специалиста дополнительного психологического образования, не сводимого к медицинскому. После Октябрьской революции медико-социальный принцип стал основным вектором развития здравоохранения в советский период и имел прямое отношение к развитию национального здравоохранения. В Программе Коммунистической партии 1919 г. были закреплены основные направления развития советского здравоохранения, определен приоритет развития профилактической медицины. Именно в первые годы становления советского государства педиатрия обогащается новыми научными знаниями в вопросах психического развития детей раннего возраста. Это стало возможным благодаря организации в 1923 г. Отдела развития и воспитания ЦНИИ охраны материнства и младенчества. Им с 1931 г. руководил Н.М. Щелованов – российский психолог, рефлексолог, д-р медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР, под руководством которого была разработана система воспитания детей раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психическое и физическое развитие. Именно дата создания и сам отдел, которым руководил Н.М. Щелованов, являются началом деятельности лаборатории, как научно-практического отделения Центра. С 1923 года в Отделе работала Нина Михайловна Аксарина. Она внесла значительный вклад в изучение педагогики детской игры, вопросов адаптации ребенка к условиям детских учреждений. В период с 1940-50 г.г. с Отделом активно сотрудничала Е.Ф.Рау, известный российский сурдопедагог, организатор первых детских садов и яслей для детей с нарушениями слуха.

После 1961 г. Отдел был преобразован и вошел в состав лаборатории психосоматики. С 1970 г. в этой лаборатории под руководством Ю.А Макаренко проводились исследования формирования личности ребенка и особенностей развития эмоциональной сферы. В период с 1991 по 2005 г.г. под руководством Брязгунова И.П. активно изучаются посттравматическое стрессовое расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром хронической утомляемости, боли и состояния психогенного происхождения и др.

В 1999 г. в отделении по выхаживанию недоношенных и новорождённых детей (руководитель Яцык Г.В., д.м.н., профессор, Заслуженный врач России) создается еще одно психолого-педагогическое подразделение, которое в 2007 г. стало функционировать как самостоятельная структура — отделение психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительного лечения. Специалисты отделения оказывают психолого-педагогическую помощь всем без исключения детям, поступившим на лечение в «НМИЦ здоровья детей» и их родителям.

Направления научной деятельности

• Исследование закономерностей формирования психического развития детей для совершенствования системы комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи.
• Разработка психолого-педагогических технологий обучения и воспитания детей с проблемами развития в учреждениях системы Здравоохранения.
• Научное обоснование технологий социально-психологической адаптации детей с тяжелыми хроническими заболеваниями.
• Изучение психолого-педагогических проблем семьи тяжелобольного ребенка в современных условиях.
• Методическое обеспечение системы работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, в том числе с редкими болезнями.
• Методическое обеспечение деятельности специалистов психолого-педагогического профиля в учреждении здравоохранения.
• Научная подготовка специалистов психолого-педагогического профиля в учреждении здравоохранения.

Цены

Психология, дефектология, логопедия

Контакты

+7 (499) 340-01-04

График работы

Пн - Пт: 09:00 - 18:00
Сб - Вс: 10:00 - 16:00.

Заведующий отделением




Сотрудники отделения