Отделение специальной психологии и коррекционного обучения

Виды заболеваний

Психолого-педагогическая диагностика и реабилитация детей от 3 месяцев  до 17 лет:

  • нарушения психического развития различной этиологии и степени тяжести
  • нарушения поведения, эмоционально-волевой сферы
  • особенности развития личности
  • нарушения восприятия вследствие снижения функциональных возможностей  анализаторов (слуха, зрения)
  • все виды речевых нарушений
  • нарушения детско-родительских отношений
  • нарушения сиблинговых отношений
  • коммуникативные трудности, проблемы социальной адаптации
  • проблемы психологической адаптации к ситуации болезни
  • психологические травмы (измена, развод, потеря близкого, тяжелая болезнь)
  • психологические проблемы, вызванные возрастными, социальными и личностными кризисами
  • посттравматические стрессовые состояния

Виды диагностики

  • Диагностика для детей раннего возраста
  • Дефектологическая диагностика для детей дошкольного возраста
  • Дефектологическая диагностика для детей дошкольного возраста
  • Психологическая диагностика детей дошкольного и школьного возраста
  • Психологическая диагностика подростков
  • Диагностика семейных отношений

Виды реабилитации

  • Реабилитация старших дошкольников и младших школьников
  • Индивидуальные занятия
  • Групповые психологические занятия (группа общения)
  • Реабилитация подростков

Палаты отделения и распорядок дня

Отделение не имеет коечного фонда, специалисты ведут прием пациентов из отделений Центра, в том числе в КДЦ.

Реабилитация детей осуществляется в индивидуальной и групповой форме во время круглосуточного стационарного лечения, госпитализации в дневной стационар, на амбулаторно-поликлиническом приеме.

Время занятий определяется в зависимости от распорядка дня ребенка и индивидуальных предпочтений семьи.

График занятий, форму работы и продолжительность родители определяют вместе со специалистом.

Любое психолого-педагогическое воздействие назначается и осуществляются под контролем лечащего врача, эффект оценивается с помощью объективных методов.

Возможность сочетать психолого-педагогические занятия с методами восстановительного лечения и консультациями врачей-специалистов. Это позволяет реализовать на практике комплексный подход в восстановлении психического здоровья ребенка.

Лаборатория прекрасно оснащена, имеет новейшее оборудование для психолого-педагогического обследования детей и коррекции психических нарушений, превосходный современный дидактический инструментарий, великолепное развивающее пространство.

Для комфорта пациентов создана удобная инфраструктура: просторные коридоры и холлы, специально оборудованные залы ожидания, комнаты отдыха, комнаты кормления детей, кафетерий, соблюдена доступность и безопасность передвижения, в том числе на инвалидных колясках.

В каждом из помещений продуман акустический и визуальный комфорт, организован досуг детей во время ожидания.

Широкий спектр психолого-педагогических видов воздействия, наличие современной аппаратуры, квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) позволяют провести развивающие занятия любой направленности и вида сложности.

Почему именно мы?

20 лет успешной деятельности в сотрудничестве с ведущими научно-исследовательскими учреждениями России: Российская академия образования, МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГБНУ «ИКП РАО», МПГУ, ГБОУ ВО МО университет «Дубна», МГПУ, МГППУ, ФГБОУ ДПО НПО МЗ РФ, ООО НПК «ЦНИИШЕРСТЬ».

По данным аналитических сервисов сотрудники лаборатории имеют высокий рейтинг научных публикаций, принимают участие в государственных российских и международных исследованиях, интегрированы в глобальную науку, т.е. являются коллективом, формирующим современное научное знание в области детской психологии и коррекционной педагогики.

Исследования в области психического развития детей на ранних этапах онтогенеза, клинической и возрастной психологии, оптимизации условий воспитания и обучения детей с нарушениями здоровья и развития (научно-практическая деятельность сотрудников лаборатории) высоко оцениваются профессиональным сообществом, а коллектив признан одним ведущих в России (регулярное участие в российских международных конференциях и конгрессах по вопросам психического развития, воспитания, обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ).

Коллектив лаборатории — это специалисты с высшим образованием, опытом практической индивидуальной и групповой работы в государственных образовательных учреждениях, научной и преподавательской деятельности в ведущих ВУЗах г. Москвы.

Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, проходят стажировки в ведущих научно-практических учреждениях России и за рубежом.

Мы стоим на позиции культурно-исторического, семейно-центрированного и дифференцированного подходов в оказании психолого-педагогической помощи детям и родителям.

Комплексная дифференциальная психолого-педагогическая диагностика с применением всех инновационных клинических, инструментальных и лабораторных методов, позволяет определить структуру и степень тяжести социальных проблем ребенка с нарушением психического развития любой этиологии и степени тяжести, а также разработать индивидуальную программу психолого-педагогической реабилитации, подобрать оптимальные методы воспитания и обучения в семье.

В отделении проводятся совместные междисциплинарные консилиумы с участием ведущих специалистов в области патопсихологии и возрастной психологии, коррекционной педагогики и психотерапии.

Динамический контроль эффективности психолого-педагогической реабилитации осуществляется с помощью клинической оценки состояния здоровья ребенка, анализа результатов выполнения отечественных и западных диагностических методик, компьютерного тестирования, объективных изменений в поведении и социальной активности, межличностных контактах и успеваемости.

Нами разработаны авторские методики психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, ставшие популярными у специалистов и доказавшие свою эффективность на практике.

Оборудование

Диагностические наборы и тесты для патопсихологического, нейропсихологического, психолого-педагогического и логопедического обследования.

Реабилитационная мебель для детей с ОВЗ.

Мебель, техническое оснащение и дидактические пособия для игровой терапии.

Специально оборудованное пространство, игровые пособия, технические и дидактические средства для занятий с детьми младенческого и раннего возраста.

Компьютерные программы, тренажеры, технические средства и игровые пособия для формирования навыков коммуникации и развития речи.

Игровое пространство и дидактические пособия для арт-терапии (песочная анимация, Sand-play).

Специально оборудованное пространство, технические средства, дидактические пособия и игры для слабовидящих и слепых детей.

Специально оборудованное пространство, технические средства, дидактические пособия и игры для детей с расстройствами психики (аутизм, нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы).

Компьютерные программы, игры и дидактические пособия для слабослышащих и глухих детей.

Игровое пространство и техническое оснащение для занятий продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация, выжигание, рукоделие).

Игровые зоны, технические средства и тренажеры для развития двигательной активности.

Тренажеры и дидактические игры для развития мелкой моторики, подготовки руки к письму, формирования, коррекции или развития навыка письма.

Компьютерные программы, дидактические и игровые пособия для развития мышления.

Компьютерные программы, дидактические и игровые пособия для развития восприятия, внимания и памяти.

Аппаратура для диагностики и тренировки внимания, восприятия, памяти.

Дидактические пособия и игры для организации детского досуга.

Библиотека, видеотека, аудиотека.

Сенсорная комната.

Оборудование для релаксации (аудио-видео-комплекс, воздушно-пузырьковые панели, цветомузыкальная установка, психофизиологические антистрессовые системы).

Передвижной учебный комплекс для психолого-педагогических занятий с ребенком в палате стационара (у постели больного).

История отделения

Лаборатория ведет свою историю с 1923 г., когда в Центральном НИИ охраны материнства и младенчества был организован Отдел развития и воспитания, была разработана система воспитания детей раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психическое и физическое развитие.

После 1961 г. Отдел был преобразован и вошел в состав лаборатории психосоматики.

В 2009 г. отделение переименовано в Лабораторию специальной психологии и коррекционного обучения, ставшим структурным подразделением отдела психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительной помощи (руководитель Маслова О.И., д.м.н., профессор, Заслуженный врач России).

В 2018 году Лаборатория преобразована в научный отдел, который включает в себя два подразделения: практическое – отделение специальной психологии и коррекционного обучения; научное — лаборатория специальной психологии и коррекционного обучения.

 

Первые отечественные документы и научные труды в области медицины: указ Петра I «О гошпиталях» (1715), работы С.Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), К.И. Грума: «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (1841–1846), – раскрывают необходимость создания и соблюдения оптимальных условий гигиены, ухода и воспитания грудных младенцев и детей старшего возраста. Цель педиатрии автор первого российского учебники «Педиятрика» (1847). С.Ф. Хотовицкий обозначил следующим образом: «… с одной стороны споспешествование правильному, с природой сообразному ходу постепенного развития организма детского, с другой стороны, удаление препятствий правильности хода этого».

С момента зарождения педиатрии как науки российские врачи уделяют особое внимание просвещению населения и повышению культуры родителей, так как здоровье ребенка начинается со здоровья матери и определяется образом и условиями жизни семьи.

Так, инициатор создания Московского воспитательного дома И.И. Бецкой признавал определяющую роль профилактики в сохранении физического и душевного здоровья детей. В соответствии с его идеями строилась система обучения и воспитания детей в созданном им учреждении. Сторонниками комплексного взгляда на развитие ребенка были практически все известные российские педиатры XIX в. В Московском Воспитательном доме (Центральном НИИ охраны материнства и младенчества) усилиями Г.Н. Сперанского, Н.Ф. Альтгаузена и др. эти идеи активно развивались и дополнялись. В 1913 г. Г.Н. Сперанский устраивает постоянную выставку по вопросам воспитания грудного ребенка, а затем на благотворительные средства открывает детские ясли, создав на их основе позднее Дом охраны младенца. В Доме охраны младенца велась разработка различных научных направлений по физиологии и патологии, психологии и педагогике детей раннего возраста. Большое внимание уделялось социальной ситуации развития малыша. Были выпущены в свет такие работы, как «Уход за новорожденным ребенком в семье», «Отец и малыш» Н.Ф. Альтгаузена, «Азбука матери» и «Уход за ребенком раннего возраста» Г.Н. Сперанского. Именно врачи-исследователи впервые обратили внимание на специфику психологического знания, требующую от специалиста дополнительного психологического образования, не сводимого к медицинскому. После Октябрьской революции медико-социальный принцип стал основным вектором развития здравоохранения в советский период и имел прямое отношение к развитию национального здравоохранения. В Программе Коммунистической партии 1919 г. были закреплены основные направления развития советского здравоохранения, определен приоритет развития профилактической медицины. Именно в первые годы становления советского государства педиатрия обогащается новыми научными знаниями в вопросах психического развития детей раннего возраста. Это стало возможным благодаря организации в 1923 г. Отдела развития и воспитания ЦНИИ охраны материнства и младенчества. Им с 1931 г. руководил Н.М. Щелованов – российский психолог, рефлексолог, д-р медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР, под руководством которого была разработана система воспитания детей раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психическое и физическое развитие. Именно дата создания и сам отдел, которым руководил Н.М. Щелованов, являются началом деятельности лаборатории, как научно-практического отделения Центра. С 1923 года в Отделе работала Нина Михайловна Аксарина. Она внесла значительный вклад в изучение педагогики детской игры, вопросов адаптации ребенка к условиям детских учреждений. В период с 1940-50 г.г. с Отделом активно сотрудничала Е.Ф.Рау, известный российский сурдопедагог, организатор первых детских садов и яслей для детей с нарушениями слуха.

После 1961 г. Отдел был преобразован и вошел в состав лаборатории психосоматики. С 1970 г. в этой лаборатории под руководством Ю.А Макаренко проводились исследования формирования личности ребенка и особенностей развития эмоциональной сферы. В период с 1991 по 2005 г.г. под руководством Брязгунова И.П. активно изучаются посттравматическое стрессовое расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром хронической утомляемости, боли и состояния психогенного происхождения и др.

В 1999 г. в отделении по выхаживанию недоношенных и новорождённых детей (руководитель Яцык Г.В., д.м.н., профессор, Заслуженный врач России) создается еще одно психолого-педагогическое подразделение, которое в 2007 г. стало функционировать как самостоятельная структура — отделение психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительного лечения. Специалисты отделения оказывают психолого-педагогическую помощь всем без исключения детям, поступившим на лечение в Центр и их родителям.

Направления научной деятельности

Исследования закономерностей формирования психического развитии детей для совершенствования системы комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи.
Изучение качества жизни детей, как критерий оценки состояния их здоровья.
Изучение особенностей психического развития детей с нарушениями здоровья.
Разработка психолого-педагогических технологий обучения и воспитания детей с проблемами развития в учреждениях системы Здравоохранения.
Методическое обеспечение системы работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Специалисты лаборатории ведут постоянный научный поиск эффективных форм, содержания и направлений психолого-педагогической помощи детям с различными проблемами развития. Сотрудниками лаборатории осуществляется активная образовательная деятельность. Для специалистов проводятся обучающие семинары, а для родителей созданы и внедрены занятия и лекции, на которых они могут повысить свой педагогический уровень, на практике ознакомиться с новейшими методиками воспитания и развития ребенка, приобрести печатную продукцию, созданную научными сотрудниками и допущенную к печати Министерством Здравоохранения или Образования.

Цены

Психология, дефектология, логопедия

Контакты

Телефон: 8 (499) 340-01-04

График работы

Ежедневно
в будние дни – с 9.00 до 18.00
в выходные дни – с 10.00 до 16.00.

Заведующий отделением




Сотрудники отделения










































Новости отделения

Советы родителям