20 января 2022 года состоялась I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике» (в формате онлайн)!
Организаторы конференции – ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», ПНО «Ассоциация здоровье детей».
В работе Конференции приняли участие в формате онлайн 302 специалиста из разных субъектов Российской Федерации, 52 – из стран ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссия, Армения, Великобритания, Бельгия, Германия, Португалия, Испания, Бразилия, Тайланд), осуществлено более 1600 просмотров мероприятия на канале Youtube.
С приветственным словом к участникам конференции выступили организаторы мероприятия и ведущие эксперты в области реабилитации, образования и психологической помощи детям с нарушениями здоровья.
Фисенко Андрей Петрович – директор ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, председатель ПНО «Ассоциация здоровье детей», д.м.н., профессор, Заслуженный врач Российской Федерации обратил внимание профессионального сообщества на необходимость комплексного подхода в лечении и все большую востребованность психолого-педагогических технологий в реабилитации детей с хроническими инвалидизирующими болезнями и их родителей в детских многопрофильных медицинских учреждениях.
С приветственным словом от организации-партнера к участникам конференции обратилась Соловьёва Татьяна Александровна – директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор РАО. В своём выступлении она сделала акцент на необходимости решения задачи государственной значимости – реализации преемственности в оказании психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях и медицинских учреждениях, объединения знаний при разработке методической базы психолого-педагогической помощи в педиатрии.
Зинченко Юрий Петрович – декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова», заведующий кафедрой методологии психологии, директор ФГБНУ «Психологический институт РАО», академик РАО, д.псх.н. заострил внимание профессионального сообщества на новых вызовах, требующих ответа от педиатров, медицинских психологов и дефектологов в ситуации противостояния мирового сообщества пандемии COVID-19. Одним из таких ответов является создание системы дистанционной психолого-педагогической поддержки детей и родителей в период вынужденной самоизоляции и научно-методической поддержки дистанционного обучения детей с применением цифровых технологий.
В рамках конференции Юрий Петрович торжественно вручил «Благодарность за значительный вклад в развитие психологической науки и практики в системе здравоохранения Российской Федерации» директору ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России — д.м.н., профессору, Заслуженному врачу Российской Федерации Андрею Петровичу Фисенко!
Валиуллина Светлана Альбертовна – главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению, заместитель директора по медицинским и экономическим вопросам ГБУЗ «НИИ НДХиТ ДЗМ», д.м.н., проф. – констатировала, что за последние годы психолого-педагогическое сопровождение пациентов и их близких стало одним из необходимых звеньев в системе комплексной реабилитации детей с нарушениями здоровья, а психологи и педагоги прочно вошли в состав мультидисциплинарной реабилитационной команды.
На важность междисциплинарной оценки конструкторских решений и опытных образцов реабилитационных изделий, товаров, специальных развивающих игрушек для детей указала Антонина Викторовна Цицулина – член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, президент НКО «Ассоциация предприятий индустрии детских товаров».
На Конференции были рассмотрены и обобщены лучшие традиции и передовой опыт деятельности специалистов психолого-педагогического профиля в России и за рубежом. В сообщениях на пленарных заседаниях и рабочих секциях выступили 18 докладчиков экспертного уровня, внештатные специалисты Министерства здравоохранения Российской Федерации, представители государственных органов власти, общественных объединений, участвующих в создании системы охраны здоровья детей России.
Главный внештатный детский специалист психиатр Минздрава России, заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России, д.м.н., проф. Макушкин Евгений Вадимович в своем докладе освятил состояние психического здоровья детского населения и современные медико-социальные направления детской и подростковой психиатрии.
В выступлении Холмогоровой Аллы Борисовны, декана факультета «Консультативная и клиническая психология», и. о. заведующей кафедрой клинической психологии и психотерапии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», д.псх.н., проф. был рассмотрен феномен перфекционизма как фактора психологической дезадаптации современной молодежи.
Президент НКО «Союз охраны психического здоровья» Треушникова Наталья Валериевна, представила профессиональному сообществу проблему маршрутизации детей с особенностями психического развития и пути ее решения.
Большое внимание спикеров конференции было уделено вопросам психолого-педагогической реабилитации детей раннего возраста с различными нарушениями здоровья. В дискуссии по данной тематике приняли участие: Киселева Мария Георгиевна, директор Института психолого-социальной работы, зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), д.п.н.; Латыпова Файруза Мунаваровна, директор благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям «Особенные дети», создатель центра абилитации «Любимый малыш» (Республика Башкортостан), к.м.н.; Давыдова Ирина Владимировна, главный научный сотрудник заведующий лабораторией клинической иммунологии и аллергологии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, д.м.н.
Докладчиками Закрепиной Аллой Васильевной, в.н.с. ГБУЗ «НИИ НДХиТ ДЗМ», заведующей лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», д.п.н., чл.-корр. РАО; Коновой Ольгой Михайловной, зав. физиотерапевтическим отделением ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России., д.м.н. были подробно представлены современные подходы в комплексной реабилитации детей, которые наряду с физическими факторами воздействия включают психолого-педагогическую работу с пациентами и их родителями.
В концептуальных докладах, посвященных теоретическим основам оказания психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья Joaquim Quintino-Aires (Хоаким Кинтино Айрес), проф., основатель и директор Института Выготского (Португалия); Лазуренко Светлана Борисовна, начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». д.п.н., проф., чл.-корр. РАО; Венгер Александр Леонидович, проф. кафедры психологии ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна», Московская обл., главный специалист методического отдела ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, д.псх.н.; Dirk Bethe, психолог Университетской клиники Гейдельберга, председатель Европейской рабочей группы по психосоциальным вопросам детей с хронической болезнью почек (EWOPA) (Германия) продемонстрировали высокий потенциал отечественной педиатрии, психологической науки, коррекционной педагогики, а также единство российских и международных подходов в данной области.
Эксперты и слушатели констатировали необходимость введения международных стандартов деятельности специалистов психолого-педагогического профиля, разработку отдельных образовательных модулей и программ подготовки кадров для системы комплексной реабилитации детей с нарушениями здоровья, а также объединение усилий ведущих профильных учреждений по созданию системы профессионального наставничества специалистов.
Подводя итоги и обобщая результаты работы конференции, с целью своевременного знакомства с новыми научными данными и эффективными практиками психолого-педагогической помощи детям в комплексной реабилитации, организаторами конференции принято решение о проведении II Международной конференции «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике» в январе 2023 года.
Заявки на участие и предложения по организации мероприятия принимаются до 1 июня 2022 года по электронной почте: astahova@ikp.email, тел.: 8 (977) 740 — 05 — 67. Контактное лицо — Астахова Мария Александровна.
Программа мероприятия