Лаборатория специальной психологии и коррекционного обучения

Научное подразделение проводит фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в области психического развития детей с хроническими болезнями для совершенствования государственной системы медико-социальной помощи и процесса комплексной реабилитации. Руководство научной деятельностью осуществляют ведущие отечественные ученые в области психологии и специальной педагогики А.Л. Венгер, д. псх. н., профессор, Е.А. Стребелева, д. п. н., профессор, Лауреат Премии Президента РФ в области образования.

Основными направлениями научной деятельности являются:

  • изучение закономерностей формирования психического развития детей с хроническими болезнями, факторов и условий, оказывающих непосредственное влияние на процесс становления детской личности;
  • научная разработка технологий психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы здравоохранения;
  • изучение психолого-педагогических проблем семьи тяжелобольного ребенка в современных социальных реалиях для разработки содержания и форм адресной социально-психологической помощи;
  • методическое обеспечение деятельности специалистов психолого-педагогического профиля в учреждении здравоохранения;
  • научная подготовка специалистов психолого-педагогического профиля для педиатрической практики.

Коллектив лаборатории принимает активное участие в разработке адаптированных программ ФГОС, экспертизе и совершенствовании учебно-методической базы образовательных учреждений, а также в создании клинических рекомендаций и национальных программ по реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Совместно с коллегами  факультета психологии ФГБУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет», сотрудниками лаборатории осуществляются научные исследования в области коррекционной педагогики, возрастной и клинической психологии развития, разрабатываются программы повышения квалификации для специалистов психолого-педагогического профиля по работе с детьми с ОВЗ.

В течение многих лет реализуется международное сотрудничество по вопросам сохранения психического здоровья детей и подростков, а также социально-психологической поддержки детей с ОВЗ. Сотрудники лаборатории являются действительными членами международного проекта «Поведение школьников в отношении здоровья» (HBSC) под эгидой Всемирной организации здравоохранения, рабочей группы «Психическое здоровье» Европейского общества муковисцидоза (ECFS), «Европейской рабочей группы психосоциальных аспектов помощи детям с хронической болезнью почек» (EWOPA).

Результаты научно-практической деятельности лаборатории признаны  научным сообществом, представлены на заседаниях секций и президиума РАО, рабочих групп департаментов государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации и медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научная позиция представлена на парламентских слушаниях и заседаниях рабочих групп Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Координационного совета при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства РФ.

Заведующая

Сотрудники