ВНИМАНИЕ!! При госпитализации НЕОБХОДИМО предоставить ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ антитела к вирусу кори (IgG к кори)
Позвонить

Дисграфия у детей: что это?

Как отличить дисграфию от обычной неграмотности

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо становятся основным средством усвоения новых знаний и навыком, определяющим успешность дальнейшего обучения.

Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина ошибок на письме не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?

Согласно определению (Садовникова И.Н.), дисграфия – это частичное специфическое расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких характерных для данного состояния ошибок.

Специфическими ошибками на письме являются те, что не исчезают самостоятельно в процессе регулярной практики, по мере овладения ребенка лексико-грамматическими нормами и правилами языка. Они устраняются в ходе длительной целенаправленной коррекционной логопедической работы.

Какие симптомы или ошибки на письме у детей являются проявлением дисграфии:

  1. Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другим, похожим, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают, путают написание а и о, и и ш, б и д, д и у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
  2. Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, з и ж, ч и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома» «дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем они исчезли, нередко в процессе целенаправленного логопедического воздействия. 
  3. Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв при стечении согласных в словах типа солнце или честно, когда нужно знать правило правописания орфограммы и использовать его на практике, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, в ударных гласных. Так слово «корова» превращается в «крва», «лисица» в «лица», «ворона» в «ровона», «брат» в «барт», «девочка»«девочека» и т.д.
  4. Не владеет согласованием слов. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
  5. Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может «выпасть».
  6. Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.

Число специфических ошибок при постепенном усложнении материала увеличивается, т.е. проявления дисграфии усиливаются. Поэтому часто дисграфия становится заметной во втором или третьем классе, когда она становится препятствием для усвоения материала образовательной программы по разным предметам. 

Учебные трудности нарастают, как снежный ком. В результате у ребенка из-за частых неудач и плохих оценок возникает и закрепляется комплекс «неудачника».

Поэтому очень важно первых дней обучения грамоте в начальной школе обращать внимание на характер ошибок ребёнка на письме.

Не стоит также начинать учить ребенка писать в 4-5 лет, т.к. в этом возрасте большинство детей не готовы к овладению письмом, и излишняя настойчивость родителей может только навредить и вызвать стойкую нелюбовь к учебе.

Если вы заметили специфические ошибки и проявления дисграфии в тетради своего ребёнка, нужно как можно скорее обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит причину и характер нарушения письма, разработает план педагогической и логопедической помощи.