Особенностью двигательных нарушений при повышении тонуса по спастическому типу является формирование под влиянием нередуцированных тонических рефлексов патологических мышечных синергий, определяющих двигательную патологию на ранних этапах развития ребенка. У больных нарушается схема движений, что приводит к формированию патологических установок в суставах туловища и конечностей, а затем контрактур, которые значительно ограничивают возможности больных в бытовой, трудовой и социальной адаптации. Вовремя начатая абилитация помогает сохранить объем движений в суставах, длину мышц, подверженных спастическому повышению тонуса и сформировать, насколько это возможно для конкретного пациента, физиологический стереотип движения.
Основополагающим моментом программы абилитации является сочетание уже применяющихся методик формирования двигательного стереотипа у детей с 10-11 месяцев на фоне гашения патологических тонических рефлексов с тотальным контролем всей позы ребенка (от положения пальцев на стопе до положения головы относительно шеи) с последующим плавным изменением позы согласно оногенетическому механизму, свойственному здоровому ребенку.
В сочетании с формированием двигательного стереотипа применяется метод кинезиотейпинга, который позволяет сохранить биомеханически выгодное положение в значимых суставах.
Метод основан японским доктором Кензо Касе в 1979 году после 6 лет клинических испытаний, получил международное признание на Олимпийских играх в Сеуле в1988 году.
Эластические тейпы наклеиваются на кожу в определенном направлении и с определенным натяжением, не ограничивают объем необходимых движений. Происходит усиление проприоцепции через стимуляцию кожных рецепторов и воздействие на глубжележащие структуры (мышцы, связки) через кожу и связанные с ней поверхностную и глубокую фасцию.
Кинезиотейпинг позволяет нам осуществлять контроль положений в крупных и мелких суставах после проведения занятия. Стимуляция механорецепторов формирует в зоне проприоцептивную картину, близкую к физиологичной, мы формируем постоянный афферентный кинестетический поток импульсов о правильном положении в промежутках между процедурами.
Процедуры проводит врач или инструктор-методист после предварительного осмотра и видеофиксации имеющихся навыков, программа занятия и продолжительность определяется врачом, индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от его состояния и возможностей.