Развитие клинических сестринских компетенций: [учебное пособие] / А. А. Модестов, Е. Г. Бирюкова, И.А. Борисов; ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: Полиграфист и издатель, 2020 — 42 с. — (Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века; Вып. 1). ISBN 978–5–6044834–1–1

Серия «Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века» представляет ряд методических рекомендаций, направленных на развитие мотивации по совершенствованию клинических, коммуникативных и цифровых компетенций детских медицинских сестер, что будет способствовать развитию лидерских качеств и их профессиональному росту. Первый выпуск представляет собой описание тренингов, в которых ключевое место занимает тренинг «Векторы развития сестринских клинических компетенций».

Предназначено для руководителей сестринских служб, преподавателей медицинских колледжей, медицинских сестер.

Мы вступили в век, который предъявляет новые требования к работникам и их образованию. На рынке труда ожидают специалистов творческих, мотивированных, компетентных, сознательных, нацеленных на результат, социально

ответственных, профессионально подготовленных, в том числе для работы в командах, заинтересованных в саморазвитии, создании и внедрении инноваций. В этой связи образовательная парадигма меняется от «передачи знания» к формированию и непрерывному обновлению компетенций, к образованию как матрице возможностей, способствующих непрерывному личностному и профессиональному росту и успешности в различных видах продуктивной деятельности. Учиться самостоятельно можно всегда и везде, в соответствии с личными представлениями о том, как это делать. Можно делать это без особых методик — просто брать книгу по какой-то теме, читать ее, искать в Рунете непонятное. Но, как и в физическом труде, специальные инструменты повышают эффективность и скорость обучения. Перед командой создателей учебного пособия была поставлена сложная задача — представить материал в форме, мотивирующей медицинских сестер к профессиональному самообразованию, развитию лидерских качеств, адаптации к изменениям. Мы представляем серию «Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века» в виде тренингов.

Это даст вам, уважаемые коллеги, возможность самим участвовать в процессе непрерывного личностного и профессионального роста. Мы не расписываем подробно каждый шаг тренировочного процесса, так как полагаемся на вашу заинтересованность и самостоятельный поиск дополнительной информации. Этому будут способствовать задания, размещенные в конце каждого тренинга. Главная задача методических рекомендаций — дать медицинским сестрам практический инструментарий, повышающий эффективность самообразования. С этой целью мы решили воспользоваться рекомендациями американского предпринимателя и эссеиста Пола Грэма о том, что нужно делать, чтобы учиться намного эффективнее в нашей интерпретации.

  1. Фокусируйтесь на нескольких областях

Многие успешные люди достигают больших результатов потому, что они образованы и проявляют любопытство во многих сферах. Например, если вы хотите добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, то недостаточно овладеть только

клиническими (твердыми) компетенциями. Спектр компетенций расширяется за счет коммуникативных (мягких) и цифровых компетенций. Фокусируйтесь на разных областях, читайте книги, обучайтесь на разнообразных курсах и семинарах и смотрите образовательные видео.

  1. Рассматривайте всё как возможность учиться

Не стоит думать, что вы учитесь, только когда читаете учебники или статьи. Всё, что происходит вокруг, — повод узнать что-то новое. Смотрите на обучение как на интеллектуальную игру или развлечение. Обычный художественный фильм дает массу

поводов испытать себя: размышлять о человеческой психологии, перипетиях сюжета, игре актеров и многом другом.

  1. Делитесь и учите

Возможно, вы слышали, что лучший способ впитать новые знания — обучать кого-то другого. Есть такая притча: «Если у тебя и у меня есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого останется по одному яблоку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся ими, то у каждого будет по две идеи». Прислушайтесь к этому совету и ищите людей, которые заинтересованы в обучении. Учите собственных детей, детей ваших

пациентов, их родителей, коллег. Объединяйтесь с другими, чтобы делиться опытом и идеями: вы получите обратную связь и станете более востребованными.

Учите и учитесь, меняйтесь идеями.

  1. Сделайте обучение своим стилем жизни

Повод для обучения можно найти в любой ситуации. В медицинской среде постоянно говорят о необходимости здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако сам по себе ЗОЖ не становится доминантой поведения ребенка, его семьи, медицинского персонала. Это составляющая стиля жизни (СЖ) Существуют десятки формулировок СЖ. В контексте методических рекомендаций мы считаем наиболее подходящей следующую: «Жизненный стиль — уникальныйспособ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности» (Д.А. Леонтьев, 2005). Столкнулись с конфликтом? Отлично. Есть шанс применить на практике полученные навыки. Общаетесь с тяжелым и даже неприятным человеком? Чего горевать — вспомните прочитанные статьи и используйте то, что знаете. Любая жизненная ситуация может повысить ваши навыки. Стоит лишь смотреть на неприятное обстоятельство как на вызов, формирующий ваш характер.

В дополнение к рекомендациям Пола Грэма мы хотим добавить цитату римского философа Луция Сенеки: «Необходимость часто приходит в одежде случайности». Однако чтобы разглядеть и принять «необходимость», нужен определенный опыт.

 

ГОТОВНОСТЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ПЕРЕМЕНАМ

По мнению западных специалистов, большинство руководителей забывают важнейший принцип управления переменами: организации не меняются, меняются люди. Оценка ситуации в здравоохранении страны, связанная с оптимизацией, исходя из этого принципа, позволяет говорить об изменении структуры медицинских организаций (это не потребовало много времени). Оптимизация не сопровождалась целенаправленной работой по изменению человеческого капитала медицинской организации. Это процесс длительный, ориентированный на перенесение инициатив по переменам (изменениям) на каждого работника, которого эти изменения коснутся.

Готовность сестринского персонала к обновлениям в отрасли, как показали наши исследования, базируется:

  • на внутренней мотивации работников, способствующей развитию лидерских качеств, участию в сестринских исследованиях, расширению диапазона знаний, коммуникативных и цифровых навыков, ответственности, профессиональному и личностному росту;
  • на умении менеджмента выстроить среду медицинской организации с учетом теории поколений.

Сестринский персонал России, по данным Росстата, на 01.01.2018 г. составлял 1537,9 тыс. человек. Мы сгруппировали этот массив, используя теорию поколений, разработанную американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом.

В рамках теории выделяется несколько поколений, родившихся в XX и на рубеже XX и XXI веков.

  1. Поколение беби-бумеров (1943–1963 г.р.) — 57 лет и старше (19,3% от общего числа медицинских работников). События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», единыестандарты обучения в школах и гарантированность медицинского

обслуживания. Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизми командный дух.

  1. Поколение Х (1963–1984) — 36–55 лет (54,4%). События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление

учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя.

  1. Поколение миллениум, или поколение Y (1984–2000) — до 36 лет (22,3%). События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой.

Поколение Z (2000 г.р.) только вступает в образовательную профессиональную среду. Его ценности находятся в процессе формирования.

Наше исследование (Модестов А.А., Фисенко А.П., Бирюкова Е.Г., 2020)7 выявило глубинные ценности поколений (любовь к профессии, к детям, желание осваивать новые технологии, работать в команде и др.). Это является важным ориентиром для менеджмента медицинских организаций в части формировании компетенций, предъявляемых к сестринской профессии. Ядром профессии медицинской сестры, безусловно, являются клинические компетенции, которые поддерживаются и развиваются с помощью доказательной сестринской практики, пациент-ориентированного подхода, выстраивания отношений с коллегами, умения работать в команде.

Главное отличие этих поколений заключается в переходе от ценностей к мотивациям (ценности, как правило, изменяются медленнее, чем социальная действительность). Чем старше поколение, тем более болезненно оно воспринимает изменения. Здесь многое зависит от лидеров, которые поддерживают готовящиеся перемены в каждом поколении медицинских сестер. Задача лидеров — организовать вовлеченность медицинских сестер в процесс изменений, используя факторы, прямо влияющие на вовлеченность и лояльность сотрудников: стратегия развития и деятельности медицинской организации, организация труда персонала, организационный климат и возможности самореализации сотрудников в ходе участия в переменах.

Начнем с того, как сформировать и встроить готовность к переменам в систему собственных ценностей, в стиль жизни. К переменам люди относятся по-разному. Перемены начинаются с информации, ее своевременности и качества. Восприятие новой информации зависит от психофизиологических особенностей человека. Одни интроверты, другие экстраверты. «Аудиалы» воспринимают информацию лучше на слух, «визуалы» больше ориентированы на картинки. Восприятие профессиональной информации в среде медицинских сестер имеет и гендерный оттенок, а ее оценка может быть связана с возрастом и стажем (теория поколений, на чем мы остановимся ниже) и т.д.