Развитие клинических сестринских компетенций: [учебное пособие] / А. А. Модестов, Е. Г. Бирюкова, И.А. Борисов; ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: Полиграфист и издатель, 2020 — 42 с. — (Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века; Вып. 1). ISBN 978–5–6044834–1–1

Серия «Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века» представляет ряд методических рекомендаций, направленных на развитие мотивации по совершенствованию клинических, коммуникативных и цифровых компетенций детских медицинских сестер, что будет способствовать развитию лидерских качеств и их профессиональному росту. Первый выпуск представляет собой описание тренингов, в которых ключевое место занимает тренинг «Векторы развития сестринских клинических компетенций».

Предназначено для руководителей сестринских служб, преподавателей медицинских колледжей, медицинских сестер.

Мы вступили в век, который предъявляет новые требования к работникам и их образованию. На рынке труда ожидают специалистов творческих, мотивированных, компетентных, сознательных, нацеленных на результат, социально

ответственных, профессионально подготовленных, в том числе для работы в командах, заинтересованных в саморазвитии, создании и внедрении инноваций. В этой связи образовательная парадигма меняется от «передачи знания» к формированию и непрерывному обновлению компетенций, к образованию как матрице возможностей, способствующих непрерывному личностному и профессиональному росту и успешности в различных видах продуктивной деятельности. Учиться самостоятельно можно всегда и везде, в соответствии с личными представлениями о том, как это делать. Можно делать это без особых методик — просто брать книгу по какой-то теме, читать ее, искать в Рунете непонятное. Но, как и в физическом труде, специальные инструменты повышают эффективность и скорость обучения. Перед командой создателей учебного пособия была поставлена сложная задача — представить материал в форме, мотивирующей медицинских сестер к профессиональному самообразованию, развитию лидерских качеств, адаптации к изменениям. Мы представляем серию «Развитие сестринских компетенций — вызовы XXI века» в виде тренингов.

Это даст вам, уважаемые коллеги, возможность самим участвовать в процессе непрерывного личностного и профессионального роста. Мы не расписываем подробно каждый шаг тренировочного процесса, так как полагаемся на вашу заинтересованность и самостоятельный поиск дополнительной информации. Этому будут способствовать задания, размещенные в конце каждого тренинга. Главная задача методических рекомендаций — дать медицинским сестрам практический инструментарий, повышающий эффективность самообразования. С этой целью мы решили воспользоваться рекомендациями американского предпринимателя и эссеиста Пола Грэма о том, что нужно делать, чтобы учиться намного эффективнее в нашей интерпретации.

  1. Фокусируйтесь на нескольких областях

Многие успешные люди достигают больших результатов потому, что они образованы и проявляют любопытство во многих сферах. Например, если вы хотите добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, то недостаточно овладеть только

клиническими (твердыми) компетенциями. Спектр компетенций расширяется за счет коммуникативных (мягких) и цифровых компетенций. Фокусируйтесь на разных областях, читайте книги, обучайтесь на разнообразных курсах и семинарах и смотрите образовательные видео.

  1. Рассматривайте всё как возможность учиться

Не стоит думать, что вы учитесь, только когда читаете учебники или статьи. Всё, что происходит вокруг, — повод узнать что-то новое. Смотрите на обучение как на интеллектуальную игру или развлечение. Обычный художественный фильм дает массу

поводов испытать себя: размышлять о человеческой психологии, перипетиях сюжета, игре актеров и многом другом.

  1. Делитесь и учите

Возможно, вы слышали, что лучший способ впитать новые знания — обучать кого-то другого. Есть такая притча: «Если у тебя и у меня есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого останется по одному яблоку. Если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся ими, то у каждого будет по две идеи». Прислушайтесь к этому совету и ищите людей, которые заинтересованы в обучении. Учите собственных детей, детей ваших

пациентов, их родителей, коллег. Объединяйтесь с другими, чтобы делиться опытом и идеями: вы получите обратную связь и станете более востребованными.

Учите и учитесь, меняйтесь идеями.

  1. Сделайте обучение своим стилем жизни

Повод для обучения можно найти в любой ситуации. В медицинской среде постоянно говорят о необходимости здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако сам по себе ЗОЖ не становится доминантой поведения ребенка, его семьи, медицинского персонала. Это составляющая стиля жизни (СЖ) Существуют десятки формулировок СЖ. В контексте методических рекомендаций мы считаем наиболее подходящей следующую: «Жизненный стиль — уникальныйспособ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности» (Д.А. Леонтьев, 2005). Столкнулись с конфликтом? Отлично. Есть шанс применить на практике полученные навыки. Общаетесь с тяжелым и даже неприятным человеком? Чего горевать — вспомните прочитанные статьи и используйте то, что знаете. Любая жизненная ситуация может повысить ваши навыки. Стоит лишь смотреть на неприятное обстоятельство как на вызов, формирующий ваш характер.

В дополнение к рекомендациям Пола Грэма мы хотим добавить цитату римского философа Луция Сенеки: «Необходимость часто приходит в одежде случайности». Однако чтобы разглядеть и принять «необходимость», нужен определенный опыт.