Многие родители с волнением ждут периода введения прикорма, так как связывают его с очередным этапом в развитии малыша, его взрослением и появлением новых навыков. У большинства обычно уже есть четкий план действий: когда вводить прикорм, с чего начать, сколько давать. И это абсолютно правильно, ведь своевременное введение прикорма с включением в рацион ребенка всех необходимых продуктов является залогом его дальнейшего успешного развития.
Но далеко не всегда желания родителей совпадают с потребностями или возможностями ребенка. К сожалению, иногда именно в этот период у родителей появляется много проблем и разочарований, среди которых самой частой является отказ ребенка от пркиорма.
С чем это может быть связано?
Давайте попытаемся вместе разобраться в некоторых причинах такого состояния.
Можно выделить 2 группы причин: организационные и медицинские.
Организационные причины
- Прикорм начат рано
Нет точной цифры, когда нужно вводить прикорм, так как этот процесс очень индивидуален и зависит от общей зрелости ребенка и его готовности усваивать новую и густую пищу. Точно известно, что не стоит вводить прикорм ранее 4-х мес. Важно, чтобы к моменту введения прикорма у ребенка угас рефлекс выталкивания ложки, были развиты пищевой интерес и способность глотания густой пищи. Раннее введение прикорма может спровоцировать поперхивания, испугать ребенка и задержать его дальнейший интерес к новой еде.
Что делать?
Можно временно отложить введение прикорма на более позднее время
- Прикорм начат поздно
Введение прикорма после 6 -7 мес считается поздним. Многие дети – консерваторы, и чем позднее вводится прикорм, тем они более осторожно относятся к новой еде, неохотно ее принимают, предпочитая ей привычную мамину грудь или бутылочку со смесью.
Что делать?
Стараться регулярно предлагать ребенку новые продукты, развивая в нем пищевой интерес, брать его с собой за стол во время семейных трапез, разрешать ему брать еду руками из вашей тарелки и т.д.
- Стремление накормить ребенка любой ценой
Самая большая ошибка родителей – это стремление накормить ребенка во чтобы то ни стало. Когда родители знают норму потребления тех или иных продуктов (что правильно), это часто играет над ними злую шутку: они пытаются насильно дать ребенку именно это количество еды, не учитывая индивидуальные потребности малыша. Насилие во время еды недопустимо, так именно оно в дальнейшем может привести к стойкому нарушению пищевого поведения вплоть до полного отказа ребенка от еды или к очень сильной избирательности в еде.
Что делать?
Полностью исключить любое насилие во время еды. К насилию, например, относятся: кормление с завязанными руками, кормление из шприца, кормление под мультики/с игрушками/ гаджетами.
Очень важно кормить ребенка в спокойной обстановке, без всякого отвлечения от еды. Если малыш отказывается от еды, то его нужно спокойно высадить из-за стола до следующего приема еды (через 3-3.5 часа), не предлагая при этом никаких перекусов в этот интервал.
- Наличие перекусов между едой.
Это одна из основных причин отказа от прикорма.
При сниженном аппетите ребенка или его отказе от еды в основные приемы, родители стараются накормить его «хоть чем-то» в перерывах. Но пресловутое «пусть съест хоть что-нибудь» приводит к новой проблеме: малыш ест и требует только сладкое или только очень ограниченное количество продуктов (печенье, творожки, фруктовые паучи, сушки и т.д).
Что делать?
Ребенку, отказывающемуся от прикорма, не следует давать никаких перекусов между едой, даже если он поел совсем мало или вовсе отказался от еды.
Ребенку можно и нужно разрешать не доедать положенную ему порцию.
Если ребенок не выражает желания поесть, то можно даже пропустить кормление (и не одно!),
Важно не бояться ребенка оставить голодным: гораздо хуже закрепить в нем привычку к сладким перекусам, избирательности и отказу от «нормальной» еды. В последствие это может привести к нарушению пищевого поведения и стать огромной проблемой для родителей.
- Отсутствие разнообразия в еде, в т.ч. в ее консистенции и внешнем виде.
Иногда родители бояться расширять рацион ребенка и неделями дают ребенку одну и ту же кашу или овощи. Нередко малыш получает еду прямо из баночки детского питания. Такая монотонность в еде, отсутствие разнообразия вкусов и консистенции точно не повышает аппетит ребенка и снижает пищевой интерес малыша.
Что делать?
Важно регулярно знакомить ребенка с новыми вкусами и каждые 5-7 дней вводить в его рацион новый продукт.
Также, не следует давать пищу прямо из баночки, а лучше выложить питание в красивую тарелочку.
Важно периодически предлагать ребенку и разную консистенцию блюда: делать его то более жидким, то более густым, для того, чтобы вывить предпочтения малыша.
Имеет значение и температура блюда: оно не должно быть слишком горячим или очень холодным.
Важно помнить, что у ребенка есть свои индивидуальные предпочтения к вкусу, консистенции и температуре блюда .
Медицинские причины
Ребенок может отказываться от прикорма при наличии у него каких-либо проблем со здоровьем, например:
- Ребенок болен или заболевает
При начале любого инфекционного заболевания у малыша может снижаться аппетит.
Что делать?
Не нужно настаивать на прикорме. В этот период ребенка важно поить простой водой, чаще предлагать грудь или давать только молочную смесь по желанию малыша.
- У ребенка режутся зубы
Сильная боль при прорезывании зубов может очень беспокоить ребенка и также привести к полному отказу от густой пищи.
Что делать?
Не настаивать на прикорме. В этот период давать ребенку по его желанию только жидкую пищу (грудное молоко, смесь, жидкие каши).
- Ребенку проведена накануне вакцинация
В течение нескольких дней после вакцинации у ребенка может быть легкое недомогание и повышение температуры, что может привести к снижению аппетита и отказу от прикорма
Что делать?
Не настаивать на прикорме, а давать только жидкую пищу по желанию ребенка
- У ребенка есть проблемы с пищеварением, которые вызывают у него общий дискомфорт во время или после еды (запор, боли в животе, повышенный метеоризм, срыгивания, ферментная недостаточность, в том числе лактазная)
Что делать?
Важно проконсультироваться со специалистом, выяснить причину имеющихся жалоб, провести диагностику и соответствующее лечение.
- У ребенка есть неврологические проблемы, ему трудно глотать густую пищу.
Что делать?
Провести консультацию со специалистом.
Дорогие родители, важно помнить, что еда – это не просто калории, но и наше уважение к ребенку, его потребностям и желаниям. Еда не должна быть культом и сверхзадачей, а должна доставлять радость и удовольствие для формирования у ребенка здорового пищевого поведения.
Лукоянова Ольга Леонидовна
Д.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России