Warning: Undefined array key "HTTP_ACCEPT_LANGUAGE" in /var/www/u0532656/data/www/nczd.ru/wp-content/plugins/fl3r-accessibility-suite/fl3r-accessibility-suite.php on line 251
Поведение родителей и их коммуникация с ребенком-аутистом - НЦЗД
Позвонить

Поведение родителей и их коммуникация с ребенком-аутистом

Несмотря на разнообразие специалистов и методов коррекции, используемых в реабилитации детей с аутизмом, важную роль играют родители: поскольку мама и папа проводят бо́льшую часть времени с ребенком, у них есть возможность организации среды для развития своего малыша. Как же, собственно, организовать эту самую среду, которая поможет ребенку в его развитии?

Основной источник развития аутичного ребенка ― это его игровая деятельность. Каждый вид игры имеет свою задачу. Так, стереотипная игра ребенка может быть основой взаимодействия с ним, дает возможность переключить внимание ребенка, если его поведение выходит из-под контроля. В основе сенсорных игр ― новая чувственная информация, переживание приятных эмоций, что дает возможность установления контакта с ребенком. Совместное рисование или лепка ― великолепная возможность для проявления активности ребенка с целью развития его представлений об окружающем мире.

Важное место в жизни ребенка занимают бытовые ритуалы, которые способствуют усвоению им распорядка повседневной жизни. Дети с аутизмом не подражают взрослому, и поэтому выработка у них навыка самообслуживания потребует от близких кропотливой работы. При обучении стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила:

  • Требовать от ребенка каких-либо действий допустимо только в случае, если он может это сделать. Составьте для ребенка простые и ясные правила, с помощью которых он будет знать, когда и что ему нужно сделать, и чувствовать себя спокойнее.
  • Соблюдать принципы «от простого к сложному»: откажитесь от поспешности ― нельзя обучать всему и сразу. Начиная обучение новому навыку, сначала используйте простые и легкие задания, постепенно повышая уровень их сложности.
  • Организация четкого распорядка дня поможет вашему ребенку в усвоении бытовых навыков, при этом распорядок должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня. Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и не выполняйте их за него. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  • Избегайте большого скопления людей. Пребывание в торговых центрах, на рынках и других людных местах оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора, ограничьте время использования гаджетов (не более 30 мин в день).
  • Необходим положительный настрой взрослого: радуйтесь успеху, игнорируйте неуспех. Хвалите ребенка за результат. Например: «Ты сегодня это сделал хорошо и быстро, я горжусь тобой». Поощряйте ребенка словесно, мимикой и жестами.
  • Помогите своему ребенку не волноваться: такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны (ромашка/лаванда/мята; температура воды 37ºС, 10−15 мин), помогут вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или расстроен.
  • Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Чтобы сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Убедитесь, что у вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Делайте передышки между занятиями. Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания (для этого используйте простые инструкции).
  • Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию: ему важно ощущать себя способным и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые особенно удаются ребенку и повышают тем самым его уверенность в себе.
  • Выбирайте правильные игрушки: с музыкальными элементами, рельефные; тканевые и картонные книги; лото, игры-головоломки, строительные блоки, конструкторы, детские железные дороги. Наблюдайте за сенсорными особенностями ребенка.
  • Упростите свою речь. У детей с нарушенным пониманием речи снижена скорость обработки информации, поэтому длинные предложения являются для них звуковым шумом. Используйте максимум 1−2 слова: например, «иди», «стой», «нельзя», «возьми ложку», «ложки нет». По мере развития понимания речи предложения нужно и можно расширять, главное ― делайте это постепенно.
  • Используйте жесты. Произнесенные слова или просьбы подкрепляйте жестом: например, одновременно со словами «идем туда» пальцем показываете направление, «на улицу» ― показываете на окно, «нет» ― качаете головой. Чтобы ребенок понимал, что Витя ― это он, и чтобы откликался на имя, первое время касайтесь его при произнесении имени: например, «Витя» и касание пальцами плеча ребенка. Проделывать данное упражнение нужно в течение 2 нед ― как правило, этого времени бывает достаточно.
  • Для того чтобы ребенок произносил слова и лучше запоминал их, нужно поймать и зафиксировать взгляд ребенка на артикуляции взрослого, и только тогда произносить слова: например, при просьбе «Ваня, дай яблоко» надо находиться на одном уровне с ребенком. Если у ребенка отмечаются сложности с фиксацией взгляда, то возьмите и придерживайте его за подбородок.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить важность соблюдения рекомендаций специалистов. Они помогут снизить тревожность малыша и дадут возможность лучше понимать друг друга.