Еще совсем крошкой, малыш, участвуя в процессе выполнения гигиенических процедур, приобретает самостоятельность и усваивает правильную последовательность действий, естественным образом приобретает привычку выполнять их регулярно, чередуя с другими режимными моментами. Какие-то процедуры ребенку нравятся больше, а какие-то меньше. Но очень важно дать малышу почувствовать и понять необходимость их соблюдения, создать условия для ощущения безопасности и удовольствия.
Нередко родители задаются вопросом: «Как знакомить ребенка с новой процедурой? Как формировать правильные гигиенические привычки? Как приучить ребенка соблюдать гигиенические нормы самостоятельно?»
Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены:
- полотенце для лица и рук,
- полотенце для тела,
- полотенце для ног,
- небольшая расческа с тупыми зубчиками,
- стаканчик для полоскания рта,
- зубная щетка,
- носовые платки,
- щеточка для мытья ногтей,
- мочалка для тела.
Помните, что малыш гораздо охотнее будет учиться выполнять гигиенические процедуры играючи и в хорошем настроении. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, вызывать интерес и положительные эмоции. Во время обучения пробуйте дать ребенку возможность действовать самому, но будьте рядом, чтобы при необходимости оказать помощь. Наберитесь терпения, не берите все в свои руки, со временем малыш станет более ловким. По мере обучения постепенно сокращайте количество помощи.
Гигиеническое воспитание детей старше 1 года направлено на знакомство и овладение ребенком следующими гигиеническими умениями:
- мыть руки перед едой и несколько раз в течение дня по мере их загрязнения;
- умываться после ночного сна и после прогулки;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном (после ночного сна);
- мыться с мылом и мочалкой (два-три раза в неделю);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- мыть ноги перед сном;
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности;
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
- ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
- не брать пищу грязными руками.
Любую гигиеническую процедуру следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать малыша, не вызвать неприятных ощущений. Заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на поиски, не отвлекаясь.
В качестве примера, приводим процесс обучения ребенка выполнению гигиенической процедуры – мытью рук. Заверните рукава одежды ребенка, подведите его к раковине, откройте кран, проверьте температуру воды. Намыльте ладони малыша до образования пены, потрите ими друг о друга. В процессе мытья можно рассказать малышу как вы моете ручки, что делаете, а также спеть песенку или рассказать стишок:
Моем-моем мы ладошки,
Мылом пенным и душистым,
Их помоет наша крошка,
Чтобы было чисто-чисто.
Смойте мыло под струей воды. Закройте воду. Снимите полотенце, привлекая малыша к участию в этом, помогите ему насухо вытереть руки, комментируя процесс. Предложите помахать себе в зеркале рукой, показав отражению чистые руки: «Вот какие чистые у тебя ручки!»
Подобным образом выполняйте другие гигиенические процедуры, превращая их в веселую игру. Со временем малыш сам мыть руки, ловко и правильно делая это.